1. Мифологическое сознание, его специфика и роль в становлении и развитии философии
2. Философия как вид знания: предмет, структура, функции.
3. Мировоззрение и его типы
4. Религиозные представления человека античной эпохи.
5. Онтология и гносеология в структуре философского знания
6. Для чего современному человеку необходимо знание основ философии (независимо от рода деятельно-сти, социального статуса, возраста, и пр.)?
7. Античность: общая характеристика эпохи и её философской мысли
8. Досократики: поиски начала всех вещей.
9. Античные истоки диалектики. Гераклит и его последователи.
10. Атомистика Демокрита
11. Антропологический переворот в античной философии. Софисты и Сократ
12. Сократ о предназначении философии. Учение Сократа о душе
13. Методы философствования Сократа.
14. Платон и Ксенофонт – ученики Сократа. Основное содержание и значение «Диалогов» Платона
15. Учение Платона об идеях. Понятие единого. Гносеология Платона.
16. Учение Платона о государстве – первая великая утопия.
17. Этика и политика в философском учении Платона.
18. Аристотель – ученик Платона. Его взгляд на философию и общая характеристика его учения («Орга-нон»).
19. Учение Аристотеля о бытии. Понятия материи и формы.
20. Первые системы категорий, созданные Платоном и Аристотелем.
21. Учение Аристотеля о душе. Этика Аристотеля.
22. Учение Аристотеля о государстве.
23. Средневековая христианская мысль: связь с философией античности; периодизация
24. Основные принципы, проблемы и понятия христианской мысли эпохи Средневековья. Патристика и схоластика.
25. Церковь как социальный институт в христианском мире.
26. Человек и теоцентристская картина мира в Средние века. Теодицея
27. Вопрос об отношении веры и знания в христианской мысли европейского Средневековья
28. Аврелий Августин (Августин Блаженный): новый взгляд на мир и человека («Исповедь», «О граде Божьем»).
29. Философско-теологическое учение Фомы Аквинского – основа современной доктрины католицизма
30. Учение Фомы Аквинского о государстве
31. Доказательство бытия Бога в средневековой христианской мысли. «Суммы теологии» Фомы Аквинско-го.
32. Поздняя схоластика: взгляд на отношения науки и религии; учение о двойственности истины (Роджер Бэкон и Уильям Оккам).
33. Место философии в общекультурном контексте эпохи Возрождения. Её региональные различия
34. Мировоззренческая парадигма эпохи Возрождения. Гуманизм и антропологизм в культуре и философии эпохи Ренессанса. Эразм Роттердамский
35. Социальная утопия как особый жанр философских трудов эпохи Возрождения. (Томас Мор, Томазо Кампанелла).
36. Крупнейший философ эпохи Возрождения Николай Кузанский: Содержание его пантеистического уче-ния.
37. Философские взгляды ученых эпохи Возрождения. (Джордано Бруно. Галилео Галилей)
38. Учение Николо Макиавелли о политике и государстве
39. Философия Нового времени в её связях с наукой: формирование нового мировоззрения в условиях бы-строго роста научного знания
40. Проблема метода: рационализм и эмпиризм. Методологические приоритеты крупнейших мыслителей Нового времени (Ф. Бэкон. Т. Гоббс. Р. Декарт. Б. Спиноза. Г. Лейбниц. Дж. Локк. Дж. Беркли. Д. Юм).
41. Важнейшие направления в развитии социальной мысли Нового времени: идеи общественного договора и свободы человека.
42. Эпоха Просвещения как выражение антифеодальных настроений и потребностей в культурных и соци-альных преобразованиях в ряде стран.
43. Проект Просвещения и идея связи социального и научного прогресса. Идеал нового человека в фило-софских учениях французских просветителей XVIII века. (Вольтер. Ж.-Ж. Руссо. Д. Дидро. Ш.Л. Монтескьё. М.Ж. Кондорсе).
44. Особенности философской мысли эпохи Просвещения в странах Старого и Нового Света. просвещён-ный абсолютизм в России.