Глава 1.
1.1. Национальное самосознание в научных исследованиях
Понятие «национальное самосознание» прошло долгий эволюционный путь: от выделения философами отличительных особенностей различных народов (Геродот, Гиппократ, Аристотель и др.) и появления понятия «народный дух», связываемого, в первую очередь, с особенностями окружающей среды (Ш. Монтескье, И. Кант, И.Г. Гердер, Д. Юм и др.); через понятие «душа народа», по-прежнему географически детерминированного (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Г. Лебон и др.), к «модели этнического поведения» как закреп¬ленного способа активного мышления и чувствования (Дж. Хониман, М. Лацарус, Х. Штейнталь и др.); до введения в мировую науку понятия «ментальность» (В. Вундт, М. Блок, Л. Февр, Л. Гофф т др.), дискуссии по поводу этнического сознания (между тремя теориями: примордиалистской – У. Коннор, Р. Гамбино, К. Гирц и др., инструментальной – Л. Белл, А. Коэн, Дж. Окамура и др. и конструктивистской – Б. Андерсон, Р. Бурдье и др.), формирования этнической идентичности (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, М. Коул и др.) и собственно «национального самосознания» (П. Кушнер, Н. Чебоксаров, В. Козлов и др.).
Исследователями установлено, что в функционировании этносов важнейшая роль принадлежит осознанию членами каждого из них своей специфической общности, т.е. этническому самосознанию, именуемому относительно наций и национальных общностей национальным самосознанием. Это понятие вошло в обиход этнологии с конца 40-х годов XX века (П. Кушнер, Н. Чебоксаров, В. Козлов), и уже в 60-е годы представление об этническом сознании как важнейшем компоненте этноса получило широкое распространение, несмотря на известный разнобой в его использовании: психологи предпочитают говорить об «этническом сознании», социологи и политологи – о «национальном».
Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.
Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.
• открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
• стремление к самопознанию.