Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что труды П.Я. Чаадаева представляет собою, вне всякого сомнения, очень важное философское событие. Как бы ни относиться к Чаадае¬ву, отрицать высокий удельный вес его философии и всего его образа решительно невозможно.
Рожденный еще в XVIII, но выросший уже в XIX столетии, он своеобразно сочетал и примирил в своей оригинальной лич¬ности заветы и тенденции просветительской эпохи с новорож¬денными чаяниями и чувствованиями романтизма.
В юности блестящий гвардейский офицер, общественник, одно¬дум и будущий декабрист; затем несчастный скиталец по Евро¬пе, мистик в духе Юнг-Штиллинга и Экартсгаузена и душевно почти совсем больной человек; по возвращении в Москву — вна¬чале добровольный затворник, избегавший своих знакомых, а потом, до конца своей жизни, центральная фигура Москвы, «по¬четный гость гостиных и салонов» и «завсегдатай Английского клуба»; известный строгим изяществом своих манер и своего костюма светский человек, с лицом нежным и бледным, как бы из мрамора, без усов и бороды, с голым черепом, с иронической и вместе доброй улыбкой на тонких губах, с холодным взглядом серо-голубых глаз
Целью данной работы является рассмотрение особенностей философии П.Я.Чаадаева.
1. Антология жизни П. Я. Чаадаева
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) - философ, публицист, поэт, декабрист, участник Отечественной войны 1812 г. Философские взгляды сложились под влиянием католического провиденциализма и социального христианства. В «Философических письмах», написанных на французском языке, высказал резкую критику русской истории, православия, самодержавия. За публикацию одного из писем объявлен сумасшедшим. В «Апологии сумасшедшего» в 1837 г. развивает и обосновывает идеи, высказанные в философических письмах, однако более оптимистично высказывается о будущем России.
В Первом Философическом письме Чаадаев пишет не о русской идее, а о национальной идее вообще, причем отмечает отсутствие ее в России: «Народы - существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов.
Заключение
Таким образом, философская система Чаадаева, поскольку она выясняется нам из дошед¬ших до нас «Философических писем», «Апологии» и частной переписки, состоит из следующих монументальных положений. Исход человечества — в грешном отпадении от Бога. Задачи че¬ловечества — в уничтожении личной и национальной самостности», т. е. в возвращении к Богу. Свершить это возвращение пу¬тем личных, самостоятельных усилий человечество не может. Оно возможно лишь в лоне христианской церкви. Христианство же есть не только некое учение, но и начавшаяся с появления Христа и ни на минуту не порывавшаяся с тех пор личная, исто¬рическая и космическая связь Бога и Его творения, Бога и чело¬вечества. Согласно «воззванию» Спасителя: «Отче, да будет еди¬но, яко же и мы», — может быть только один подлинный путь соединения Бога и человечества. Этот путь есть путь католиче¬ской церкви.