Введение
В настоящее время вещные права находятся в центре внимания отечественной науки гражданского права. Чем ближе то или иное вещное право к стержню системы вещных прав – праву собственности – тем более велика его роль. Значение вещного права как частноправового средства регулирования общественных отношений возрастает при условии, что законодатель предназначил его не только для формирования цивилизованной рыночной экономики, но и для опосредования отношений по обеспечению и защите общественно-полезных интересов, в том числе для реализации права государственной и муниципальной собственности. Таковы право хозяйственного ведения и право оперативного управления – вещные права, призванные служить правовым механизмом управления имуществом собственника, не ставящего перед собой цель максимального извлечения прибыли в качестве единственной и первостепенной.
Право оперативного управления неоднократно было предметом пристального внимания исследователей. Однако, специфика отношения государства к степени свободы регулирования гражданского оборота на конкретном историческом отрезке времени, объем правомочий, включенных в право хозяйственного ведения и право оперативного управления в конкретный период, часто отодвигали на второй план их предназначение, не отражали их правовую сущность и определенное единство одного и другого, а также права собственности. Названные два вещных права в результате нередко именуются « ограниченными вещными правами» и таким образом оказываются поставленными ближе к сервитутам и известным правам землепользования (право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения), нежели к праву собственности. Ввиду этого, нуждается в особом исследовании вопрос, объединяет ли право хозяйственного ведения, право оперативного управления с правом собственности только то, что первые производны от второго, либо существуют характеристики этих прав, позволяющие выявить существенные и внутренне присущие им и праву собственности общие свойства.
Целью данной работы является рассмотрение института оперативного управления.
1 Правовая сущность института оперативного управления
1.1 Оперативное управление как вещно-правовая форма организации управления имуществом собственника
Неотъемлемой частью отношений собственности является несение собственником бремени содержания собственного имущества. Сегодня это правило закреплено в ст. 210 ГК.
С давних пор люди изобретают способы, чтобы снизить тяжесть указанного бремени, либо же полностью избавиться от него. Ряд правовых институтов служат этой цели, устанавливая механизмы управления имуществом, не принадлежащим на праве собственности управляющему им лицу. К таковым следует отнести и право хозяйственного ведения наряду с правом оперативного управления. Таким образом, движущей силой, способствовавшей появлению исследуемого института, явилась начавшая приобретать популярность в первой половине ХХ века «доктрина права собственности с отделившимся управлением».
Именно эта доктрина стала отправной точкой, чтобы рассматривать право оперативного управления, а позднее и право (полного) хозяйственного ведения одним из основных (если не единственным) способов осуществления права государственной собственности.
2.2 Отраслевая принадлежность института оперативного управления
Вопрос определения отрасли права, к которой относятся институты хозяйственного ведения, оперативного управления, а также смежных с ними правовых установлений имеет не только познавательное значение, но и непосредственный выход на ряд практических заключений.
От определения отрасли права, которой регламентируются указанные вторичные права обособления собственного имущества, будут зависеть результаты анализа как сущности юридических фактов, на основании которых соответствующие права возникают и прекращаются, так и правоотношений, в рамках которых происходит реализация соответствующих вещных прав.
Отталкиваясь от тезиса о родственной правовой связи института права собственности и прав хозяйственного ведения, оперативного управления, следует признать, что, очевидно, вывод об отраслевой принадлежности хозяйственного ведения и оперативного управления будет в значительной степени аналогичен выводу об отраслевой принадлежности института права собственности. В этом же вопросе, исследуемом, как правило, в связи с правом государственной и муниципальной собственности, известны значительные дискуссии.
Заключение
Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право.
Сферой применения права оперативного управления в условиях социалистической административно-командной экономики были все государственные предприятия, учреждения и организации.
В настоящее время сфера применения и содержание права оперативного управления значительно изменились. В соответствии со ст. 296 ГК РФ, субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения. Рассмотрим правовой режим имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за казенным предприятием.