Введение:
Актуальность темы. Терроризм в настоящее время представляет реальную угрозу безопасности не только отдельных государств, но и международного сообщества и является не только «внутренним», но и международным преступлением.
В России в конце XX - начале XXI века опасность терроризма как действий, направленных на массовые убийства, взрывы или поджоги с целью воздействовать на принятие решений органами власти, резко возросла. Наряду с ростом числа террористических актов, жестокими стали и способы их совершения. Дерзкие террористические акты в Москве, Волгодонске, Будденовске, Беслане, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других регионах России порождают страх, панику среди населения, нарушают общественную безопасность и являются реальной угрозой для безопасности общества и государства.
Опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой не только для внутренней, но и внешней безопасности государства. Как отмечает директор ФСБ России Н.П. Патрушев, в настоящее время практически все угрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на ее государственной границе, имеют международный характер и связаны с терроризмом и трансграничной преступностью . Поэтому поиск путей противодействия терроризму сегодня является первоочередной задачей и имеет особую актуальность.
В этих условиях в противодействии терроризму значительная роль принадлежит совершенствованию уголовного законодательства РФ об ответственности за терроризм и правоприменительной практики.
Глава 2:
Содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив и цель. Субъективная сторона террористического акта (ч. 1 ст. 205 УК) характеризуется прямым умыслом и целью воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями. При отсутствии указанной цели квалификация по ст. 205 УК исключается.
Как справедливо указывает Мусаелян М.Ф. необходимо указать в диспозиции нормы на то, что решение должно быть выгодным террористам, т.е. в ч. 1 ст. 205 УК формулировку цели перед словом «решения» следует дополнить словами «выгодного террористам». Кроме того, в ч. 1 ст. 205 УК необоснованно сужен круг адресатов воздействия с целью принятия выгодных для террористов решений, поскольку такое воздействие может оказываться также на органы местного самоуправления и иностранные государства. Т.е. ч. 1 ст. 205 УК после слов «органами власти» необходимо дополнить словами «местного самоуправления, иностранными государствами» .
Различие в понимании субъективной стороны составов террористического акта и экстремистского действия лежит в интеллектуально-эмоциональной сфере: при террористическом акте цель исполнителя - путем устрашения запугать власти и посредством этого действия вызвать шок, добиться своих целей; теракт характерен своей одномоментностью. Здесь преобладает интеллектуальный подход к оценке характера субъективной стороны составов террористической направленности.
Террористический акт - состав с общим субъектом, каковым может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 14 лет. Установление уголовной ответственности за террористический акт с 14 лет имеет важное превентивно-предупредительное значение.
Субъектом террористического акта могут быть только физические лица, но не террористические организации и государства .
Понятие субъекта террористического акта тесно связано с понятием личности террориста.
Тип криминогенной личности (применимо и к личности террориста) отличают следующие компоненты в их совокупности: формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, друзья); наличие системы аморальных проступков и разного рода правонарушений, которые повторяются и после принятия мер воздействия; отчуждение от ценностно-нормативной системы общества и государства; отсутствие чувства социальной ответственности, привыкание к негативной оценке своего поведения; выработка социально-психологических механизмов самозащиты; активность в ситуации совершения преступления. Проявляется устойчивый комплекс деформаций более чем 20 признаков, включая социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические .
Анализ примечания к ст. 205 УК показывает обоснованность существования указанной поощрительной нормы в ст. 205 УК. Вместе с тем, его редакция, по мнению многих исследователей, нуждается в изменении.
Сначала рассмотрим общие положения. В соответствии с примечанием к статье 205 УК РФ лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным путем способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного преступления.
Данное примечание относится к актам терроризма, подготавливаемым группой лиц. Если лицо одно самостоятельно готовится к совершению такого акта, но добровольно отказалось от исполнения своего намерения, оно не подлежит уголовной ответственности на основании ст. 31 УК.
Особенностью данной нормы является наличие ряда условий для того, чтобы сообщение о готовящемся акте терроризма послужило основанием для освобождения от уголовной ответственности за терроризм: во-первых, сообщение должно быть своевременным, т.е. предоставляющим властям возможность для предотвращения преступления; во-вторых, сообщение должно быть сделано тем органам власти, которые в состоянии принять меры для предотвращения акта терроризма.
Не имеет значения форма, в которой сделано такое сообщение. Оно может быть как открытым, так и анонимным. Сообщение может быть сделано как лично, так и через других лиц, в том числе и должностных, достаточно только, чтобы сообщивший об акте терроризма был уверен, что о его заявлении будет своевременно сообщено органам власти.
К иным способам предотвращения акта терроризма относятся обезвреживание средств его совершения, психическое и физическое воздействие на других его участников, привлечение к предотвращению акта терроризма должностных лиц и граждан, дезинформация других участников акта терроризма, помешавшая осуществлению их планов, и т.д.
Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких актов терроризма, оно освобождается от уголовной ответственности только за те из них, совершение которых оно предотвратило .
Заключение:
Исследование развития российского уголовного законодательства о терроризме со времен Русской Правды (XI-XI1 вв.) показало, что понятия «террористический акт» и «терроризм» отсутствовали, как в законодательных актах Российской Империи, так и в первых нормативных актах Советской власти. Отдельные элементы понятий «террористический акт» и «терроризм» усматривались в статьях о государственных преступлениях, по которым и преследовались лица, виновные в совершении деяний террористического характера. Понятие «террористический акт» впервые появилось в УК РСФСР 1922г. (ст. 64), а «терроризм» - вследствие введения в 1994г. в УК РСФСР 1960г. ст. 2133. российское антитеррористическое уголовное законодательство эволюционно модернизировалось согласно возрастанию террористических угроз, однако подвергалось воздействию со стороны политической власти с целью превращения его в орудие политической борьбы и репрессий.
Террористический акт - многообъектное деяние, которое имеет основной непосредственный объект - общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность, и альтернативные дополнительные непосредственные объекты.
Объективная сторона террористического акта заключается в совершении виновным взрыва, поджога или иных действий, которые создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.