Введение:
Если обратиться к сегодняшней живописной моде, то эпигонов у Шагала достаточно, но вот школы он после себя не оставил, поэтому обращение к творчеству Шагала будет до тех пор актуальным, пока все, кто видит в нем предтечу, будут одновременно видеть его истоки.
Таким образом, цель, актуальность и задача, которую мы перед собой ставим в этой работе, совпадают. Самим понять Шагала через тот образ, который доминирует в его творчестве, и помочь это сделать всем до кого дотянемся. Культурология не есть теория только, культурология – культуротворчество.
Глава 2:
Картина «Базарная площадь». …Фасады немного покосившихся домов, расположенных полукругом, плотно теснятся, образуя небольшую площадь. Выстроенные в разное время, они чем-то напоминают людей. Одни выглядят самодовольно, другие робко выглядывают из-за стены соседа, многие пострадали от времени, а иные заносчиво демонстрируют новую надстройку, чтобы быть вровень с остальными, - более удачливыми, красивыми и современными. Все хотят быть как все, стараясь в то же время как-то обособиться и обозначиться.
Наивное нарушение пропорций подчёркивает хрупкую незащищённость маленького мира, созданного людьми, трогательное стремление к стабильности и устойчивости.
Приближаясь и рассматривая картину, замыкаешь собой немного искривленное пространство, вписываешься в него и уже изнутри разглядываешь знакомые и незатейливые приметы повседневной жизни. Тут и решительная нога, которая тотчас же скроется за дверью лавки, тут и домашнее животное у крыльца, тут и застенчивый мальчонка, выглянувший посмотреть на вас, как и вы на него, с пытливым любопытством; кто-то разговаривает в сторонке, кто-то просто сидит у окна; самостоятельная кошка на крыше с независимым интересом полуобернулась, наблюдая за ходом событий… Некоторые окна распахнуты, многие плотно закрыты и слепо смотрят, не выдавая домашних тайн. Справа, почти на выходе, земля заметно округляется, обнаруживая свою покатую шарообразность. Далее она не так устойчива, как здесь, на площади, где всё привычно, обжито и налажено, где давно угнездились люди.
Заключение:
Вот как раз литературы-то в своем творчестве Шагал и не хотел. Создавать литературные сюжеты у литературы всегда получится лучше, чем у живописи или графики. Художественная форма приходила к Шагалу вместе с художественным содержанием. От отечества же нашего и по сей день веет провинциализмом. Конечно, шагаловская провинция ушла в историю и поэтому стала экзотикой. Говорят, ушло и стремление взлететь над провинциализмом. Мне кажется, Шагал своим искусством может это стремление вернуть.