Введение:
Актуальность исследования. Воображение — это присущая только человеку возможность создания новых об¬разов путем переработки предше-ствующе¬го образа.
Творчество — сложный психологический процесс, связанный с харак-тером, интере¬сами, способностями личности.
Время требует людей, способных нестандартно мыслить, творческих, способных к росту. Ведь творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способна определить направ-ления своей деятельности, найти оригинальные решения, обеспечить свою экономическую независимость.
Поэтому, одним из очень важных вопросов психологии – это вопрос о воображении и творчестве у человека, развитии этого воображения и творче-ства и о значении творческой работы для общего развития и становления личности.
Предмет исследования. Психология.
Объект исследования. Воображение и творчество.
Цели исследования.
- Рассмотреть познавательный процесс – воображение;
- дать характеристику творческому воображению.
- воображение в творческом процессе.
Глава 3:
Роль воображения в творческом процессе весьма существенна. Значе-ние воображения особенно велико в художественном творчестве, так как любое, действительно художественное произведение, имеет идейное содер-жание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме. В искусстве создание образов является целью творчества; в образах воплощает художник — писатель, живописец, композитор, актёр — свой идейный замысел. Поэтому работа воображения занимает центральное место в процессе художественного творчества. Возьмём в качестве примера работу воображения у писателя.
Прежде всего надо отметить чрезвычайную яркость и живость образов воображения у больших художников слова. Образы эти в большинстве слу-чаев создаются ещё до начала процесса писания. Автор мысленно «видит» своих героев и их поступки, «слышит» их разговоры, и ему остаётся только вдумываться в смысл событий, развёртывающихся перед его внутренним взо-ром, производить отбор того, что должно войти в произведение, и возможно точнее описывать отобранное.
«Я не сочиняю содержание книги,— говорил Диккенс,— но вижу его и записываю». Так же характеризовал процесс писания романа Гончаров: «Ли-ца не дают мне покоя, пристают, позируют в сценах; я слышу отрывки их разговоров — и мне часто казалось, что я это не выдумываю, а что это всё носится в воздухе около меня, и мне только надо смотреть и вдумываться».
Конечно, писателю только кажется, что он не «сочиняет», не «выдумывает» своего произведения. Кажется же это, во-первых, потому, что образы обычно создаются ещё до процесса писания, а во-вторых, потому, что образы эти по яркости и живости своей приближаются к образам восприятия. Алексей Ни-колаевич Толстой, отмечая эту последнюю черту, говорит о себе, что часто он, вспоминая, «путал бывшее и воображаемое» .
Заключение:
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Всякий труд, являющийся творческим трудом, включает в себя деятельность творческого воображения. Не менее важно воображение для учёного. Задумывая эксперимент, учёный должен создать в своём воображении такую комбинацию условий, которая давала бы возможность проверить намечаемую им гипотезу или установленный им закон. Создавая новые гипо-тезы и устанавливая новые законы, учёный также должен дать полный про-стор своему воображению. Нигде, однако, воображение не имеет такого ис-ключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного твор-чества. В науке образы воображения являются лишь материалом, которым пользуется творческая мысль учёного. В искусстве создание образов является целью творчества; в образах воплощает художник — писатель, живописец, композитор, актёр — свой идейный замысел. Поэтому работа воображения занимает центральное место в процессе художественного творчества.