При этом инновационная экономика, экономика знаний, является уже реальностью для США и ряда стран западной Европы, которые находятся в вершине списка стран с наиболее высоким валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения. Она характеризуется относительно высокими долями людей с высшим образованием в структуре рабочей силы, компьютеров, и других многочисленных показателей, которые не оставляют сомнений, что существенная доля ВВП создаётся именно за счёт инновационной составляющей. Так что лидерство в мировой экономике и инновации являются сейчас практически синонимами.
Достаточно проехать по западной Европе, чтобы просто визуально обнаружить практически отсутствие промышленных труб, хорошую экологию, высокий уровень благосостояния населения. Существенная доля промышленного производства, особенно экологически грязного давно вынесена в Китай и другие страны Юго-Восточной Азии, а высокие технологии стали привычными спутниками жизни .
А что же реально происходит у нас на пути к инновационной экономике? Государство предпринимает явные шаги по созданию центров инновационной активности, которые в будущем могут стать генераторами роста, а также обеспечивает постоянное финансирование НИОКР.
Однако здесь есть свои недостатки. Так, в противоположность мировой тенденции ежегодного наращивания расходов на науку и технологии, позволяющих увеличить долю наукоемкой продукции мирового уровня, в Российской Федерации осуществляется неуклонное снижение реального финансирования НИОКР. Так, федеральный бюджет Российской Федерации в 1997 г. предусматривал финансирование инноваций в 2,88% от расходов бюджета, в 2004 г. — 2,23%, в 2005 г. — 2,02%, в 2006 — 1,85%, в 2007 г. — 1,54%.
Федеральным бюджетом на 2008 г. планировалось обеспечение реального целевого финансирования НИОКР в размере 1,52% от расходной части. Вместе с тем законом о науке и научно-технической политике предусматриваются ассигнования на гражданскую науку в размере не менее 4% расходов федерального бюджета.
В то же время опыт экономически развитых стран мира свидетельствует о том, что инновационное развитие обеспечивается финансированием научно-технической сферы в объеме 1,5% ВВП, который, например, в США составляет около 12 трлн. долл. (для сравнения отметим, что планируемый объем ВВП России в 2009 г. — 15,3 трлн. руб.).
Я считаю, что в условиях современности роль государства в обеспечении условий инновационного лидерства в настоящее время должна быть сосредоточена на трех важнейших направлениях:
• организация инновационного финансирования;
• регулирование финансирования инновационной деятельности;
• обеспечение стимулирования взаимодействия в сфере финансирования НИОКР государства, корпоративного сектора и научного сообщества.
Вместе с тем организация инновационного финансирования представляется крайне затруднительной в условиях отсутствия закона, регламентирующего инновационную деятельность. Проекты Федерального закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» на протяжение ряда лет дважды были представлены на рассмотрение в Государственную Думу. Однако эти проекты, на наш взгляд, не отличались высокой степенью проработанности и не могли стать законодательной основой организации, регулирования, а также финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации.