Выдержка из дипломной работы, по теме: Рыцарство, за и против - несет исключительно ознакомительное назначение и может отличатся от имеющейся в наличии. Рекомендуем скачать краткую - версию для получения более полного представления о предлагаемой курсовой работе.
Введение
История рыцарства и споры о его основополагающих концепциях из-давна являлись предметом исследования многих ученых.
В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благо-родного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был особый привилегированный слой средневекового общества, основным заня-тием которого было военное дело. Сходные социальные группы существова-ли и в восточных странах (сипахи в Османской империи, самураи в Японии), но обычно это понятие связывают с историей Западной и Центральной Евро-пы VIII-XV веков.
Изучением рыцарских идеалов занимались многие исследователи, в том числе Й. Хезинга, Ле Гофф, М. Блок, У. Эко и др.
Нет, пожалуй, в истории другого явления, которое находило бы столь искаженное отражение в современном массовом сознании, как рыцарство. Действительно, преображенное острогротесковым пером Сервантеса, пройдя сквозь призмы писателей-романтиков начала XIX в., марксистско-ленинской историографии, современной литературы, развенчивающей все и вся, и, на-конец, через голливудские фильмы, рыцарство покрылось непробиваемой толщей вымыслов, небылиц, неумеренного восторга, насмешливого ернича-нья и умышленного искажения фактов.
Для большинства современных людей рыцарь представляет из себя не-что совершенно противоположное тому, кем он был в действительности. Не-много чудак, падающий на колени перед всеми дамами, немного спортсмен, таскающий непонятно зачем на себе груду железяк, чуточку драчун, по большей части неудачливый (на манер Дон Кихота), маргинал, иногда бо-рющийся за свободу.
В действительности рыцарство, его этические принципы составляли базис Средневекового общества, образуя неразделимый сплав религиозности, мифологичности и обыденной культуры.
Как пишет Й. Хейзинга, «рыцарство не было бы жизненным идеалом в течение целых столетий, если бы оно не обладало необходимыми для обще-ственного развития высокими ценностями, если бы в нем не было нужды в социальном, этическом и эстетического смысле. Именно на прекрасных пре-увеличениях зиждилась некогда сила рыцарского идеала».
Из всех видов отношения к жизни эстетическая сторона, сотканная из возвышенных чувств и пестрых фантазий, была разработана с особой выра-зительностью. Самым «ярким в эстетическом смысле был расцвет таких трех начал, как доблесть, честь и любовь».
Целью исследования является выяснить, на основании прочитанной литературы по этой теме, что же представляет собой рыцарство, какие смыс-лы вкладываются в него учёными и исследователями, как феномен рыцарст-ва проявился и повлиял на культуру.
В связи с этим были определены следующие конкретные задачи иссле-дования:
Рассмотреть причины и условия возникновения духовно-рыцарских орде-нов и на их основе проанализировать условия формирования этических идеалов в эпоху крестовых походов;
Охарактеризовать идеологию и идеалы рыцарства, раскрыть сущность ду-ховного обета;
Рассмотреть упадок рыцарства.
Работа состоит из введения, заключения, трех глав.
Методологические принципы исследования. Центральное место среди методологических принципов данной работы принадлежит теоретическому анализу, без которого невозможно сколько-нибудь полноценное исследова-ние заявленной темы. Историко-литературный подход необходимым образом дополняет исследование. Кроме того, специфика темы требует обращения к культурологически-проблемному подходу. Он находит свое проявление на уровне различного рода культурных моделей или архетипов.