Выдержка из дипломной работы, по теме: Ирония в современных художественных текстах - несет исключительно ознакомительное назначение и может отличатся от имеющейся в наличии. Рекомендуем скачать краткую - версию для получения более полного представления о предлагаемой курсовой работе.
Введение
М.М. Бахтин писал: «Ирония вошла во все языки нового времени (...), вошла во все слова и формы... Ирония есть повсюду – от минимальной, неощущаемой, до громкой, граничащей со смехом» .
Явление иронии в художественном тексте исследуется многими авторами, но как бы не различались их точки зрения по частным оттенкам иронически окрашенных высказываний, все они сходятся в одном мнении, что средства создания ироничной ситуации в тексте или ироничного отношения к обычной ситуации повествования служат для пробуждения рефлексии над противоположным тому (или принципиально несходным с тем), что непосредственно представлено в тексте по содержанию или даже по смыслу. Исследователи иронии отмечают, что ироническая позиция является формой остранения, средством обособления личности от общества и, одновременно, способом выражения пристрастного, скептического отношения личности к миру. Являясь формой оценочного, критического и эмоционального освоения действительности, ирония обнаруживает самую тесную связь с творческой позицией автора, его мировоззрением.
Особую значимость приобретает изучение имплицитного смысла высказывания в художественном тексте, поскольку одну из характерных особенностей подлинно художественного произведения составляет его смысловая емкость. В свете вышесказанного тема нашей работы «Ирония в современных художественных текстах» звучит особо актуально.
Актуальность исследования определила выбор объекта и предмета изучения. Объектом нашего исследования является ирония как разновидность импликации и стилистическое средство.
Предметом - средства реализации в современных художественных текстах.
Цель работы — изучение структурных и функциональных особенностей иронии в современных художественных текстах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить сущность иронии как лингвистического явления;
2) описать функции иронии в художественной речи;
3) выявить особенности и описать способы выражения иронии на лексико-семантическом и синтаксическом уровне языка с точки зрения функционального подхода.
Материалом исследования послужили тексты современных писателей Дарьи Донцовой «Филе из золотого петушка», «Дантисты тоже плачут», «Маникюр для покойника», Д.Емца «Мефодий Буслаев маг полуночи», А.Б. Марининой «Реквием», Э.Н.Успенского «Тетя дяди Федора или побег из Простоквашино» , Т.В.Устиновой «Большое зло и мелкие пакости», «Миф об идеальном мужчине»и повести А.В. Михалевой «Мечты серой мыши», Полякова Т.В. Барышня и хулиган», Куликова Г.М. «Гарем покойников».
Научная новизна исследования: описана специфика иронии в художественном мире указанных произведений.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе структурных и функциональных особенностей иронии в текстах современных авторов.
Практическая значимость проведенного исследования определяется необходимостью изучения функционального потенциала иронии и его реализации в художественных текстах. Результаты исследования могут использоваться в вузовских курсах «Лингвистический анализ текста», «Стилистика русского языка», в спецкурсах и спецсеминарах по стилистике художественного текста.
Методика исследования является комплексной и предполагает использование приемов наблюдения, а также компонентного, контекстологического, семантико-стилистического анализа. Определение семантических потенций слова в работе проводилось на основе использования различных лингвистических словарей.