Выдержка из дипломной работы, по теме: Творчество В.И.Сурикова и его вклад в развитие военной темы - несет исключительно ознакомительное назначение и может отличатся от имеющейся в наличии. Рекомендуем скачать краткую - версию для получения более полного представления о предлагаемой курсовой работе.
Введение
Творчество В. И. Сурикова — объект изучения многих интересных литераторов и искусствоведов — М. Волошина, В. Никольского, В. Кеменова, Н. Щёкотова. Оно изучено, систематизировано и каталогизировано; выделены главные направления его развития и акцентированы наивысшие достижения; особое место среди трудов, посвящённых художнику, занимает работа Д. Сарабьянова “Суриков и европейская историческая картина второй половины XIX века”. В ней, прежде всего, определён общеевропейский масштаб творчества русского художника. Среди европейских школ исторического жанра своего времени В. И. Суриков занимает исключительное место — неожиданная трудность, с которой сталкивается Д. Сарабьянов: “Сурикова не с кем сравнить”. Причины этого — в эволюции самого жанра, создавшего высшие свои достижения на классицистическом и романтическом этапах развития (Веласкес, Давид, Гойя, Делакруа). В пору расцвета реализма возникают модификации исторического жанра, отодвинувшие в глубину его традиционные формы — многочисленные разновидности салонного искусства, историческая баталистика, опрокинутая в прошлое бытовая картина, пр. Как известно, среди импрессионистов отнесение художника к разряду исторических живописцев воспринималось как оскорбление. В творчестве Сурикова больше соприкосновений с художниками так называемых малых европейских школ — польской, чешской, румынской, сербской. В стадиальной близости суриковской исторической картины восточноевропейскому типу этого жанра и несходстве его с западноевропейскими образцами заключается, по мнению исследователя, одно из своеобразий русского мастера, позволяющее определить его место в общей перспективе искусства второй половины XIX века. “Весь XIX век прошёл в исканиях истинного пути России, — резюмирует Д. Сарабьянов. — Именно с этого времени начали утверждаться идеи особого пути России, мысли о “проклятых вопросах”, которые для других стран были решены прежде и давно преобразовались в новые, а в России остались надолго в своей изначальной основе, но сроднились с новыми — европейскими и иногда причудливо преобразились. Именно к концу столетия как бы скопились они в напряжённом времени террористических актов, казней, подвигов, предательств, примеров великой верности идее и измен ей, резко меняющихся друг с другом этапов спада и подъёма общественного движения. Это и было время Сурикова”. Целью моей работы является необходимость рассмотреть творчество Сурикова на разных этапах его жизни, изучить направления в которых он работал.