Символика имен и фамилий в произ-ии Ф. Сологуба Мелкий бес.

Дипломная по теме Символика имен и фамилий в произ-ии Ф. Сологуба Мелкий бес.

Скачать демоверсию

Тема работы:

Символика имен и фамилий в произ-ии Ф. Сологуба Мелкий бес.

Рубрика:

Выпускная аттестационная работа (Дипломная)   →  Литература

Количество страниц:

77 стр.

Архив за:

2005 г.

Месяц защиты:

Апрель

Статус:

Успешно

Стоимость:

3500 руб.

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Художественный мир «Мелкого беса» 7
1.1. Специфика художественного пространства произведения 7
1.2. Система образов 16
Глава 2. Роль ономастического пространства в структуре художественного текста романа «Мелкий бес» 33
2.1. Имя собственное в системе художественных средств выразительности 33
2.2. Антропонимикон 42
2.3. Функции антропонимов 48
Глава 3. Символика имен и фамилий в «Мелком бесе» 52
3.1. Проблема символа в литературном произведении. Семантическая структура символа 52
3.2. Символизация имени и фамилии 61
Заключение 64
Литература 66

Выдержка:

Выдержка из дипломной работы, по теме: Символика имен и фамилий в произ-ии Ф. Сологуба "Мелкий бес". - несет исключительно ознакомительное назначение и может отличатся от имеющейся в наличии. Рекомендуем скачать краткую - версию для получения более полного представления о предлагаемой дипломной работе.


Введение
Любое собственное имя заключает в себе значительную информацию. Называя индивида, оно одновременно сообщает о семье, роде, национальной культуре. Более того, согласно философии имени, всякое имя являет сущность объекта. Именем выражается тип личности, ее онтологическое строение. Поэтому П. Флоренский в трактате «Имена» полагал, что возможно особое «мышление именами», где одно только имя представляет человека, избавляя тем самым от необходимости перечислять его индивидуальные черты [Флоренский П.].
Собственное имя реального человека не охватывает весь спектр его индивидуальных признаков. Оно указывает на «тип духовного устроения», но не на конкретную личность. Однако суждение П. Флоренского точно, на наш взгляд, передает специфику имени литературного персонажа. Если реальный человек может физически существовать и безымянным (например, новорожденный)Литературный герой, в отличие от реального человека, - это модель личности совокупность подобранных писателем признаков.
По словам Ю.Н. Тынянова, в динамике произведения возможно бесконечное разнообразие (вплоть до противоречий) черт, а также действий и речевых обнаружений, приуроченных к нему. Имя является тем фактором, который сводит воедино все «составляющие» литературного персонажа. «Имя - формальный признак героя как единства» [Тынянов Ю.Н.]
На наш взгляд имя является структурообразующим компонентом персонажа. Под именем в литературно-художественном тексте понимается не только антропоним (личное имя или фамилия), но любое слово, именующее персонажа: местоимение (он, она, я - как это чаще всего бывает в лирике); функциональное наименованием (по амплуа, социальной или национальной принадлежности). Особую роль играют имена, выраженные антропонимами. Если реальный человек получает свое имя до некоторой степени произвольно, то для литературного героя только одно единственное имя, обобщающее эти признаки и выявляющее сущность персонажа. А значит, даже когда автор не «придумал» имени персонажа, а позаимствовал его - этот выбор далеко не случаен. На интуитивном или рациональном уровне он обусловлен потребностью назвать героя именно так для наиболее адекватного выражения сущности персонажа и его художественной предназначенности.
С этой точки зрения имена персонажей могут нести в себе не только совокупность черт, сюжетные ситуации и даже смысловую основу всего произведения. Разумеется, у тех или иных авторов это проявляется по-разному, иногда более, иногда менее отчетливо. Важно, тем не менее, что эти особенности имени в той или иной мере реализуются всегда, независимо от эпохи, эстетических принципов, склада дарования писателя.
В единой эстетически организованной системе художественного текста, как отмечают исследователи, так или иначе имена собственные получают семантические преобразования: общеупотребительные онимы, перенесенные на новые объекты (художественные образы); перенесение известных литературных имен из ранее опубликованных произведений на новые художественные образы (прием аллюзии и литературной реминисценции – намек или возвращение к одноименной ономастической номинации в обрисовке новых типов и характеров); имена и названия «полуреальные», то есть построенные по типовой языковой модели с некоторым фонетическим изменением реальной исторической формы имени и фамилии; созданные по определенным моделям имена, фамилии и прозвища с семантически обнаженной «говорящей» формой. Однако следует отметить, что ряд онимов, взятых из реального именника эпохи могут сохранять всю сумму социально-речевых коннотаций общего употребления. Такие имена используются главным образом только в номинативной функции.
Имя собственное, которое может быть интерпретировано как знак на высоком уровне абстракции в плане общей фиксации означаемого и означающего в тексте, позволяет через отсылку к когнитивному артефакту (картине, виду, сцене) и архетипу установить связи и традиции творчества поэта или писателя и взаимодействие его поэтической системы с другими художественными системами. [Жогина К.Б., 1997, с.4] в работах ономастов подвержены анализу ономастиконы лишь достаточно известных, характеризующихся ярким индивидуальным стилем авторов. В частности, Григорьев В.П. исследует ономастику В.Хлебникова, Некрасова Е.А. – А Вознесенского, Богославская Л.М. – М. Цветаевой. Иногда рассматривается употребление онимов только отдельных классов (например: Храмцова М.И. описывает гидронимы в поэтическом языке Р.Рождественского).
Исследованию функционирования имен собственных в поэтическом тексте посвящены также работы Пузырева А.В., Михайлова В.Н., Фоняковой О.И., Карпенко Ю.А., Карпенко, Бумтян Л.М., Магазинник Э.Б. и др. Они направлены, главным образом, на влияние функций имен собственных в пространстве художественного текста, выполнены на широком материале как в синхронии, так и в диахронии.
Между тем, специфика антропонимического творчества целого ряда писателей остается до сих пор неисследованным. Роман «Мелкий бес» Ф.Сологуба занимает достаточно значимое место в русской литературе и литературном процессе первой половины двадцатого века. Однако адекватного литературоведческого и лингвистического анализа оно не получило, неизученным остается и ономастическое пространство произведения. Особый интерес в семантической структуре текста романа «Мелкий бес» представляют антропонимы, которые, на наш взгляд, служат своеобразным «ключом» в раскрытии художественного замысла писателя. Вышесказанным и обусловлена актуальность темы работы: «Cимволика имен и фамилий в произведении Ф.Сологуба «Мелкий бес»»
Объектом нашего исследования стали антропонимы в романе Ф.Сологуба «Мелкий бес». Предметом – особенности символизма имен и фамилий в романе.
Целью нашей работы и является описание особенности символизма антропонимов как элементов идиостиля Ф.Сологуба. Для достижения этой цели следует решить следующие задачи:
1.Описать специфику ономастического пространства романа
2.Выявить функциональные и стилистические особенности антропонимикона в художественном пространстве романа «Мелкий бес»
3. Изучить символический потенциал имен и фамилий персонажей романа.
Сбор материала для исследования проводился путем сплошной выборки антропонимов из текста романа «Мелкий бес» Ф.Сологуба. стихотворений. Для анализа собранного антропнимического материала мы использовали последовательно описательный, предполагающий четкое представление об избранном предмете изучения, последовательность описания, систематизацию, группировки или классификации, характеристику материала в соответствии с поставленной исследовательской задачей, и стилистический методы исследования. Стилистический метод в работе позволил нам показать особенности отбора и употребления антропонимов в романе Ф. Сологуба и выявить их роль в построении художественного образа и типизированном отражении действительности.


Напоминаем, что Вы сможете получить часть дипломной работы по теме " Символика имен и фамилий в произ-ии" - бесплатно!

Хотите узнать стоимость услуги по написанию дипломной работы по ВАШЕМУ заданию? Тогда смело, жмите сюда...

В базе творческих работ, которые можно найти на Незачетов.НЕТ находятся только разработанные НАШИМИ авторами - эксклюзивные работы, которые были выполнены под заказ в прошлом. Мы продаем только те, которые прошли все стадии включая защиту и в результате получена положительная оценка "4" или "5".

На нашем проекте также есть возможность заказать эксклюзивную работу по данной теме или любой другой. На эксклюзивную работу уже, распространяются бесплатные доработки и все сопутствующие гарантии. И самое главное - гарантировано, что учебная работа будет написана именно для Вас.

Для оформления заказа на эксклюзивную разработку заполните форму>>