Выдержка из дипломной работы, по теме: Социальная доктрина Ислама. - несет исключительно ознакомительное назначение и может отличатся от имеющейся в наличии. Рекомендуем скачать краткую - версию для получения более полного представления о предлагаемой дипломной работе.
ВВЕДЕНИЕ
Наблюдаемая динамика превращения планеты в единый политический, экономический и социальный организм за последние полвека существенно нарастает. Среди позитивных следствий этого процесса можно выделить создание единой общедоступной информационной среды, расширение возможностей международных экономических связей, относительную легкость передвижения через границы разных стран. Однако современному миру, в котором комплекс глобальных тенденций определяет развитие большинства государств, свойственны не только единство, но и качественно новые противоречия, на которые пытаются обратить внимание так называемые «антиглобалисты». Это постепенное стирание признаков культурной самоидентичности народов разных государств, вытеснение малочисленных этносов на периферию международных отношений, широкое распространение массовой культуры западного типа.
Чтобы преодолеть данные негативные тенденции, многие мировые религии стремятся к тому, чтобы обратить внимание человека на дуовную сторону жизни. Так, у Джамаль Мезруга читаем: «Наша великая религия Ислам четко определила утерянное многими равновесие между духовным и материальным мирами: «А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих»» .
Важным моментом является тот факт, что религия постоянно испытывает на себе влияние социальных факторов. Более того, в тех странах, где процесс секуляризации шел не так активно, религия несет отпечаток особенно явственных социально-культурных тенденций развития общества. Поэтому тема дипломной работы представляется чрезвычайно актуальной в этом контексте. Тем более, что Ислам не разделяет как таковые религиозный и светский образы жизни – они естественным образом дополняют друг друга в такой гармонии, которую редко увидишь в других религиях.
В современном немусульманском мире очень популярной темой дискуссий становится степень влияния ислама на мировоззрение человека. Ведь именно на ислам «списывают» международный терроризм, в нем видят оплот прошедших и грядущих терактов. Поэтому тема дипломной работы, связанная с тем, как ислам обуславливает социальные процессы, и как социальное обуславливает толкование священных мусульманских текстов, оказывается имеющей выход на некоторую практическую значимость проводимых автором диплома исследований – найти подтверждение или опровержение увязывания мусульманской агрессии в современном мире с сутью ислама как религии.
Для того, чтобы проводить исследования в рамках дипломной работы, следует обозначить и объект (то есть сферу, подлежащую изучению), и предмет (то есть определенный аспект объекта) исследования .
Таким образом, объектом исследования в дипломной работе является ислам, как одна из мировых религий. Понятием ислам (от араб. islam - предание, вверение себя (Богу)) обозначается одна из мировых монотеистических религий, которая появилась в Хиджазе в начале VII в. среди арабских племен Западной Аравии. Уже в первый век своего существования ислам в результате военной экспансии арабов распространился от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, - так образовалось мусульманское государство Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам государственная религия, а шариат – это основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире составляет около 1 млрд. человек. Большинство мусульман – сунниты (90 %), а шииты составляют около 10%. Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен. В связи с этим, исламское вероучение отрицает идею воплощения. Иисус по вере мусульман, не Божественное лицо, а только избранный пророк и посланник Божий (как Авраам, Моисей и Мухаммад).
Предметом изучения в дипломной работе является социальная доктрина ислама – т.е. обусловленная данной религией интерпретация социально-культурных явлений и отношений.
Под термином социальный (от лат socialis) автор дипломной работы понимает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе . Доктрина (от лат. doctrina) – это учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип .
Социальная доктрина в отношении к церкви и религии трактуется по-разному. Так, в интервью с председателем Синодальной рабочей группы по выработке проекта Концепции РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл было выяснено, что под социальной доктриной православной церкви он понимает как «всеобъемлющую концепцию, которая отражала бы общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом». Таким образом, под социальной доктриной какой-либо религии следует понимать как теоретический контекст восприятия аспектов организации общественных отношений конкретной религией. В нашем случае, исламом.
Напоминаем, что Вы сможете получить часть дипломной работы по теме "Социальная доктрина Ислама." - бесплатно!